TREELOGY

Комплексная автоматизация.
Анализ управления предприятием.
Инструментальное средство высокого уровня.
тел.: +7 (495) 773-6230

Axalor
Перейти на стартовую страницу сайта. Отправить письмо администратору сайта. Карта сайта. Добавить в избранное.

Имя:
Пароль:


Зарегистрироваться


Поиск

 

Наши партнеры:
FineFinance

Дмитрий Шепелев. "Что такое управленческий учет?"

Статья также опубликована здесь

Вести бизнес вслепую невозможно. Важно знать, какая продукция лучше расходится, во сколько обходится ее выпуск, какой доход приносит ее продажа. Эту информацию фиксируют все фирмы без исключения. Одни - в обычных школьных тетрадях, другие - в таблицах на базе компьютерной программы типа Excel. Третьи идут дальше и внедряют системы управленческого учета, позволяющие автоматизировать сбор данных и в любой момент получить целостную картину деятельности предприятия в цифрах. Каким должен быть учет "по всем правилам" и с чего начинать его построение?

Когда пора сказать "пора"

Бытует мнение, что управленческий учет - штука непомерно сложная и потому доступная и необходимая только крупным компаниям. Действительно, "по-настоящему" такие системы внедряют не более 10% предприятий. Но даже владелец небольшой сети ларьков в какой-то момент может обнаружить, что записывать данные о продажах в тетрадку уже недостаточно. Московский предприниматель Дмитрий Новгородцев, торгующий парфюмерией и косметикой, столкнулся с этой проблемой воочию.

- В каждом из наших ларьков - более тысячи наименований духов, губной помады, кремов и другой мелочевки. Всего "в портфеле" фирмы около 10 тыс. позиций. Пока у нас были всего одна-две точки, работа была построена на доверии: продавец записывал название проданного товара в тетрадку, а потом время от времени отчитывался о продажах. Но когда бизнес начал расти, мы стали каждые две недели проводить в ларьках инвентаризацию, чтобы анализировать ход торговли. И оказалось, что получить достоверные данные почти невозможно, - рассказал в декабрьском номере "СБ" о своих затруднениях Дмитрий Новгородцев.

Такая ситуация типична для любого вида бизнеса. Кустарная учетно-финансовая технология тормозит развитие любого предприятия. Ведь если товаров или торговых точек становится много, приходится тратить уйму времени на инвентаризацию. Кроме того, при такой системе нельзя оперативно анализировать то, как меняется спрос на отдельные товары. А это, в конечном счете, сказывается на прибыли.

Выход один - наладить управленческий учет по всем правилам.

Три кита эффективного учета

Дмитрий Новгородцев, почувствовав необходимость перемен, решил установить в ларьках компьютеры, чтобы сканировать штрих-код на упаковке товаров и таким образом автоматизировать контроль за ходом продаж. Но достаточно ли одного этого, чтобы считать внедрение управленческого учета законченным? Нет. Чтобы действительно эффективно управлять предприятием, необходимо оперативно получать информацию по трем позициям, а именно: себестоимость товаров, ассортимент товаров и движение денежных средств.

Эти три раздела управленческого учета тесно связаны друг с другом, между ними постоянно происходит информационный обмен. Если вы будете вести учет только по одному из направлений, то вы никогда не увидите объективную и, главное, целостную картину. Скажем, какой прок от того, что вы составите только финансовый отчет о продажах? Глядя в него, вы все равно не увидите, как изменялся спрос на конкретные товары и какое их количество было продано.

Основа управленческого учета - структурированная информация, собираемая и анализируемая в мониторинговом режиме. Хорошо известно, что поиск и анализ данных - одна из прямых обязанностей службы маркетинга. Но очень часто маркетологи ограничиваются сбором только внешней информации - о конкурентной среде, ценах на отраслевом рынке и т. д. Цель управленческого учета - так называемый внутренний маркетинг, подразумевающий кропотливую работу по изучению самого предприятия. С его помощью можно составить полную картину финансово-экономического состояния компании в любой момент времени, выяснить запас ее прочности, определить потенциал и перспективы развития.

Управленческий учёт внедряется именно для повышения эффективности управления предприятием, а не для отчёта перед контролирующими инстанциями, например налоговой инспекцией. Это принципиальное отличие (см. таблицу). Поэтому нельзя поручать вести управленческий учёт бухгалтерии. Эту работу должен возглавлять планово-экономический отдел или финансовый директор компании.

Управление ассортиментом

Рынок или процессы внутри предприятия постоянно находятся в движении. Изменяется спрос на продукцию, темпы производства, уровень издержек, производительность оборудования. И каждая из этих ситуаций требует своего набора решений.

Под влиянием этих изменений компания может столкнуться с затовариванием сырьем и товарами.

Скажем, готовой продукции на складе может не хватить всем, кто желает ее купить. И тогда клиенты пойдут к вашим конкурентам. А если перебои с поставками в вашей фирме будут повторяться регулярно, то многие из них распрощаются с вами навсегда.

Другая крайность - затоваривание сырьем или продукцией. "Замороженные" таким образом средства не участвуют в обороте и не приносят дохода.

  • Сколько и когда закупать и производить?
  • Как в условиях постоянного дефицита средств лучше их распределять?

Ответить на эти вопросы и не допустить перекосов позволяет внедрение системы учета ассортимента.

Управление ассортиментом предусматривает решение двух задач.

Во-первых, это стратегическое планирование. Ведь для любой компании важно эффективно распределить средства с учетом изменений и возможностей рынка и возможностей предприятия.

Во-вторых, это текущее управление. В ходе текущего управления необходимо вести постоянное наблюдение за ассортиментом. И в случае необходимости проводить коррекцию своих планов, учитывая складывающуюся ситуацию и то, как она может измениться в ближайшее время.

Для управления ассортиментом необходимо разработать свой собственный классификатор товаров. Это особенно важно для пред-приятий, ассортиментный перечень которых насчитывает сотни и тысячи наименований. В процессе классификации можно разделить товары на взаимозаменяемые и невзаимозаменяемые.

В каждом разделе классификатора не должно быть слишком много позиций, скажем, более десяти. Иначе будет очень трудно анализировать информацию. Кроме этого, необходимо учитывать, что объемы продаж по позициям каждого раздела классификатора должны быть сопоставимы. К примеру, при сравнении оборота в 4000 рублей с оборотом в 7 млн. рублей предпочтение, скорее всего, будет отдано производству или продаже второго товара. Это может привести к исключению первого товара из ассортимента, что окажется стратегической ошибкой. Так как в нем, возможно, нуждаются постоянные клиенты, которыми компания очень дорожит.

На основе собранной и проанализированной информации можно составить планы продаж и необходимых закупок на любой период времени.

Управление затратами и себестоимостью

Владелец любой компании стремится к наибольшей прибыли. Один из путей для достижения этой цели - постоянно выявлять и сокращать издержки. Однако на основе бухгалтерской информации работать над со-кращением издержек практически невозможно. Ведь бухгалтерский учет регистрирует все произведенные траты по факту.

Читать далее

Ссылки по теме...

13-10-2012 Менеджер 2.10 >>>
11-04-2012 Конкурс на лучший комментарий! Приз - годовая лицензия на 5 рабочих мест Axalor.Manager.>>>
27-03-2012 Менеджер 2.03 Новая версия Менеджер 2.03 размещена на сайте>>>
30-09-2011 Новые видео-ролики по программе "Менеджер" Опубликованы новые видео-ролики по часто задаваемым практическим вопросам.>>>
01-09-2011 Новая версия - Менеджер 1.08. На сайте www.axalor.ru размещена новая версия - Менеджер 1.08.>>>
25-06-2011 Внедрение на Treelogy. На Экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова внедряется комплексная система управления учебным процессом с использованием программной платформы Treelogy.>>>
01-06-2011 Открыт форум по программе Менеджер. Программа имеет много скрытых возможностей и раскрывается постепенно, поэтому мы ждём вопросов.>>>
11-05-2011 Представлена версия программы управления проектами Менеджер 1.05. Теперь можно получить бесплатную лицензию на 1 пользователя!>>>
01-03-2010 На сайте в разделе "Скачать" размещены демонстрационные обучающие видео-ролики и презентация Treelogy.>>>
31-12-2009 Поздравляем с Новым 2010 годом! В наступающем году компания «AXALOR» желает всем клиентам и партнерам процветания, удачи в бизнесе, быстрой реализации новых проектов!>>>
29-09-2009 Для компании "Штрих-М" на базе Treelogy разработана программа получения, обработки и анализа данных, посылаемых GPRS-модулями с использованием обыкновенной SIM-карты, встроенными в газовые счетчики потребителей природного газа.>>>
06-05-2009 Новая корпоративная финансовая программа “ВЕКТОР ” (Treelogy.VECTOR) >>>
09-04-2009 В Treelogy встроены новые компоненты, позволяющие реализовать WEB-сервисы.>>>
01-02-2009 ВНИМАНИЕ! Анти-кризисная акция - предлагаем цену на новую версию Treelogy А-9.1, доступную всем! 100 евро за соединение!>>>
30-01-2009 Компания "Аксалор" завершила последний этап сдачи в эксплуатацию совместного с компанией "АНХ-Инжиниринг" приложения Treelogy>>>


   
© 2001-2019 Компания АКСАЛОР (Axalor). Все права защищены.